г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 122А

8-902-89-071-89

Главная - О компании - Расписание программ - Центр организационного развития - Центр личностного развития - Контактная информация

Ваше мнение

Управление энергией организации

Большинство бизнесменов и руководителей ищут новые решения для обеспечения устойчивости бизнеса на падающих рынках. При этом не обращается должного внимания на такой ресурс, как энергия.

Современная физика утверждает,  что всё в этом мире – это энергия в разных её формах. И как каждая живая система, любая организация тоже обладает энергией. Эта энергия может быть позитивной и негативной, сильной и слабой. И в зависимости от этого  она может либо способствовать развитию организации, либо тормозить его, делая малоэффективными любые попытки руководителя внедрить инновации

Еще Ньютон говорил: «Дайте мне точку опоры, и я смогу перевернуть весь мир». Так вот, именно энергия организации является той точкой опоры, с помощью которой можно очень мощно трансформировать компанию. Поставьте именно её (а не стратегию, цели, бизнес-процессы, мотивацию) во главу угла, начните через призму энергии организации видеть происходящее и управлять, - и вы обязательно увидите позитивные результаты.

Сильная положительная энергия проявляется в организациях следующим образом:  много уверенности в будущем, активности, инноваций, сотрудники ценят свою работу, они высокомотивированы и ответственны. Постоянно появляются новые идеи, и лучшие из них быстро внедряются. Есть ощущение команды, царит атмосфера доверия, руководитель пользуется уважением, и сотрудники чувствуют поддержку с его стороны. Контроль со стороны руководителя – за результатами, а не за процессом. В случае неудач  - акцент делается не на поиске виновных, а на извлечении опыта и решении проблемы. Именно такие организации легко находят способы развития в любых сложных ситуациях, кризис для них не опасность, а новые возможности.

Если же энергии недостаточно или она плохого качества, при столкновении с трудностями компания плохо мобилизуется на их преодоление. Руководитель в таком случае перегружен и старается предпринимать различные меры для повышения эффективности работы, но его инновации реализуются с трудом, организация как будто сопротивляется переменам.

Есть три основных фактора, влияющих на уровень и качество энергии в организации.

Первый фактор, который влияет на уровень энергии, - это то, насколько сотрудники на ключевых должностях находятся на своём месте (соответствие личности функции).

Когда человек работает в соответствии со своим призванием, ему очень нравится то, чем он занимается, он любит свою работу и делает её с удовольствием. Он сам будет искать способы развить свою профессиональную компетентность. Его не нужно стимулировать и контролировать. Главный стимул для него – его внутренняя мотивация делать то, что ему интересно. Ему нужно просто не мешать. Понятно, что для любой организации такой сотрудник – большой подарок. А любовь к деятельности добавляет много положительной энергии в организацию. 

Нужно максимально стремиться к тому, чтобы хотя бы на ключевых должностях люди работали по своему призванию. Для этого желательно уметь определять это на этапе приёма на работу и не затягивать с решением о смене сотрудника, если в процессе деятельности начинает быть понятно, что человек не на своём месте.

Второй фактор – организационные патологии. Это «болезни» организации, и чем их больше, тем меньше уровень энергии и хуже её качество. Самые распространенные среди них – это неправильная работа с целями и стратегией, неверное оформление и доведение управленческих решений до исполнителей, двойное подчинение, демотивирующий стиль руководства, непростроенная система обратной связи и контроля и т.д.  Орг.патологии нужно уметь видеть. Как правило, сам руководитель это сделать не в состоянии. Работает принцип «из системы систему не видно».  Если руководитель действительно заинтересован построить здоровую организацию, то выявление орг.патологий нужно делать обязательно и с помощью привлеченных консультантов. Только тогда будет понятно реальное положение дел и появится возможность остановить отток энергии в дырки орг.патологий.

Третий фактор – личностная зрелость руководителя и ключевых сотрудников.  Это напрямую влияет на энергию организации, потому что определяет наше отношение к деятельности, готовность к изменениям, способность конструктивно взаимодействовать без личностных конфликтов.

Многие сотрудники имеют психологию потребителя («Мне должны…») и не готовы брать на себя ответственность за результат, мастерски находят оправдания в случае недостижения целей, нуждаются в контроле, не умеют выстраивать конструктивные отношения с коллегами и клиентами. Недостаточная личностная зрелость – причина повышенной эгоистичности, неумения управлять своими эмоциями, обидчивости, лени, нечестности и других столь же нерадостных качеств.  Чем более невротичен человек, тем менее он эффективен в рабочем процессе, тем негативнее его вклад в общий уровень энергии в организации.

 Поэтому  у руководителя появляется новая и важная задача  - личностное развитие сотрудников, изменение их мировоззрения. Руководитель может через свой собственный пример показывать модели правильного поведения. Очень результативны корпоративные тренинги личностного роста, развивающие умение конструктивно общаться, ответственность и лояльность, и тем самым многократно повышающие эффективность организации.

Каким образом можно повысить энергию организации?

  1.  провести кадровый аудит (аттестацию ключевых сотрудников), чтобы убедиться, что на ключевых должностях сотрудники работают по призванию. Если это не так – принять управленческое решение по их ротации или увольнению.
  2. провести орг. диагностику с помощью привлеченных консультантов по управлению. Выявить наличие в организации орг.патологий и реализовать рекомендации по их устранению.
  3.  организовать для ключевых сотрудников мероприятия, способствующие их личностному развитию (как минимум, повысить уровень их ответственности и умение конструктивно взаимодействовать).

Всё это обязательно выведет компанию на качественно новый уровень, и, как следствие, сделает её более эффективной даже в кризис. Другого пути, который даёт столь же гарантированные результаты, просто не существует.

Рекомендую каждому руководителю и собственнику бизнеса в цели развития организации «зашить» обязательную цель  - повышение уровня организационной энергии и улучшение её качества. Направив внимание на эту область, можно относительно небольшими ресурсами добиться существенного повышения эффективности деятельности организации и её устойчивого развития, даже в кризис.

Хотите убедиться в этом на практике?  - специалисты ООО «Центр Развития Бизнеса и Личности» готовы помочь руководителям в любых вопросах, касающихся управлением энергией организаций.